Шесть вакансий в мировых судах

Мировые суды, а вернее, система мировой юстиции, играют все большую роль в решении одной из стратегических задач — становлении в России правового государства. Но далеко не все из наших сограждан до сих пор имеют четкое представление об их назначении и полномочиях. Наш корреспондент отправился за разъяснениями к министру Республики Тыва по делам юстиции Шолбану Монгушу.
— Шолбан Чыргал-оолович, мировая юстиция — это часть судебной системы страны?
— Мировая юстиция, мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему нашей страны. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации.
— Какие рассматривают дела мировые судьи?
— Перечень дел, которые рассматривает мировой судья, закреплен в федеральном законе. Мировой судья рассматривает в первой инстанции уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации; дела о выдаче судебного приказа; дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей; иные споры, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным; дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей; дела об определении порядка пользования имуществом; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.
Кроме перечисленных дел, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.
— Вы сказали, что мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Означает ли это, что субъекты Российской Федерации тоже могут регулировать некоторые вопросы их деятельности?
— Основной документ, который регулирует вопросы мировой юстиции, — Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 188 «О мировых судьях в Российской Федерации». Он закрепляет полномочия мировых судей; дает регионам право выбора одного из двух вариантов назначения мировых судей — законодательным органом или населением непосредственно. Федеральным законом устанавливаются требования к мировым судьям, количество судебных участков в том или ином регионе нашей страны и должностей мировых судей, осуществляющих в их пределах свои полномочия. Законами субъектов Российской Федерации регулируются вопросы порядка назначения мировых судей; сроков их полномочий, в пределах, установленных федеральным законом; материально-технического обеспечения.
— И сколько же судебных участков и должностей мировых судей у нас в Туве?
— Федеральным законом от 29.12.1999 г. № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» в Республике Тыва определено 16 судебных участков и должностей мировых судей.
— То есть у нас не в каждом районе есть мировой судья?
— Да. В городе Кызыле 8 мировых судей, в районах республики — 8. В городе Ак-Довураке и в 9 районах мировых судей у нас нет, что в корне неправильно. Учитывая эту ситуацию, 21 сентября 2012 года по инициативе Правительства Республики Тыва Верховный Хурал обратился в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Российской Федерации с предложением увеличить количество судебных участков и должностей мировых судей на 10 единиц. Тем самым мы предполагаем охватить всю республику.
— Хорошо. Если эти вопросы находят какое-то свое разрешение, есть ли какие-то другие задачи, которые необходимо решить в ближайшее время?
— Задачи есть, и они связаны с существующими вакансиями ми¬ровых судей. В настоящее время их шесть, и связаны они с различными жизненными обстоятельствами — назначением одних на должности судей в федеральные суды, отставкой и смертью других. Решение этого кадрового вопроса — первостепенная задача Министерства и, в первую очередь, органов судейского сообщества.
— Вы сказали органов судейского сообщества?
— Да, органов судейского сообщества. Так как, чтобы стать судьей, в том числе и мировым, необходимо сдать экзамен, получить положительную рекомендацию квалификационной коллегии судей республики и затем — представление председателя Верховного суда Республики Тыва в Верховный Хурал. При этом экзаменационная комиссия и квалификационная коллегия — это органы судейского сообщества, так прямо закреплено в статье 3 Федерального закона от 14.03.2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
Пользуясь случаем, призываю юристов, профессионалов своего дела, принять активное участие в конкурсном отборе на замещение вакантных должностей мировых судей. Следите за объявлениями квалификационной коллегии судей Республики Тыва.
— Возвращаясь к полномочиям. Судя по их перечню, состоящему из 9 пунктов, не мало ли дел у мировых судей или есть какие-то особенности?
— О сложности работы мировых судей можно судить уже по их загруженности. В среднем, например, по итогам прошлого года, каждый мировой судья рассмотрел более 2400 уголовных, гражданских и административных дел. То есть в среднем 9 дел за один рабочий день. К сравнению, по имеющимся у нас сведениям, средняя нагрузка на федерального судью в разы меньше. Нагрузка и ответственность очень большие.
— В том числе и на аппарат?
— Совершено верно, в том числе и на аппарат, который числом невелик: на каждого мирового судью приходится по 2 сотрудника, а в 5 районах — лишь по одному при нормативе в 3 единицы. К сожа¬лению, из-за дотационности бюджета нашей республики минфин России не позволяет увеличивать численность государственных служащих и расходы на их содержание. Стараемся решать эти вопросы, изыскиваем дополнительные единицы, прежде всего при реорганизации тех или иных республиканских органов, оптимизации численности.
При этом чрезмерно высокая нагрузка на сотрудников аппарата не повод для нарушения ими законодательства, порядка работы суда. К примеру, в результате проведенной нашим министерством служебной проверки установлена подделка одним из сотрудников аппарата мирового судьи судебных решений, бланков исполнительных листов. Это грубейшее нарушение закона, недопустимое для органа, призванного защищать права граждан. Сотрудник уволен со службы и в настоящее время пытается восстановиться в судебном порядке. В настоящее время следственными органами возбуждено уголовное дело, проводится проверка.
— Еще раз о нагрузке. Она такая большая только у нас в Туве или это общая тенденция, характерная для всей страны?
— К сожалению, большая нагрузка характерна практически для всех мировых судей страны. Учитывая такую нагрузку, в феврале 2013 года Государственной Думой Российской Федерации был принят федеральный закон, вступивший в силу в апреле текущего года, по которому мировые судьи могут не составлять мотивированного решения, если от лиц, участвующих в деле, не поступит заявления об его изготовлении.
Ульяна ЛИТВИНОВА

09.11.2013

№: 

125

Рубрика: