На страже бюджета

Казначейство Тувы отметило серебряный   юбилей.

На вопросы нашего корреспондента отвечает руководитель УФК по Республике Тыва Солангы Саая.

- Солангы Николаевна, в этом году УФК по Республике Тыва отметило свой 25-летний юбилей. Расскажите о самых значимых этапах работы управления.

- За четверть века наше управление преодолело огромный путь в развитии: от «деревянных» счетов до «облачных» технологий, позволяющих клиентам управлять финансами с любой точки мира в онлайн-режиме. Обращаясь к летописи управления, остановлюсь на основных этапах нашего становления и развития.

После создания подразделений управления главной задачей была организация исполнения федерального бюджета на территории республики, как по доходам, так и по расходам. В целом организация функциональной деятельности пришлась на сложное для страны время - в девяностые годы - когда только происходило становление государственных финансов, и нагрянули кризисные и дефолтные 97-98-ые годы. Это были времена повальных взаимозачетов как по платежам в бюджет, так и по финансированию из бюджетов. В 1998 году получатели средств федерального бюджета переведены из банковских счетов на обслуживание через лицевые счета, открытые ими в управлении.

Следующим ответственным этапом деятельности стал перевод управление в 2000 году на кассовое обслуживание республиканского бюджета на основании заключенного соглашения с Правительством Республики Тыва. Сегодня с трудом верится, что мы когда–то ежедневно носили в банк огромное количество бумажных платежных документов. В этой связи внедрение в 2001 году электронного документооборота с Национальным банком Республики Тыва, стало ярким историческим моментом, как и позже включение УФК по РТ в систему банковских электронных срочных платежей Банка России.

Значимым этапом расширения полномочий следует отметить 2002 год, когда из банковских счетов были переведены средства бюджетных учреждений, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на лицевые счета, открытые в УФК по РТ. В 2003-2004 годы была проведена большая работа по концентрации средств по доходам и расходам федерального и республиканского бюджетов на единых счетах этих бюджетов и централизации учета и распределения доходов.

Началом активного этапа развития IT-блока стал 2011 год. В УФК по РТ была создана самая современная инженерная инфраструктура, которая включает в себя, в том числе мощную ведомственную транспортную сеть. Проведенные кардинальные обновления информационно-технической базы, позволили нам осуществить переход на автоматизированную систему Федерального казначейства (ППО АСФК), с последующей реализацией электронного документооборота с клиентами на базе Системы управления финансового документооборота в онлайн режиме (СУФД - онлайн). С помощью СУФД-онлайн клиенту в любое время, из любой точки, подключенной к сети Интернет можно удобно и безопасно управлять платежами и финансовыми документами, а также иметь доступ к актуальной отчетности.

Начиная с 2011 года управление активно участвует во внедрении и развитии таких масштабных государственных информационных систем на территории республики, как Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС), Портал государственных и муниципальных услуг (Портал ГМУ), Государственная автоматизированная система «Управление» (ГАСУ), государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), ГИИС «Электронный бюджет» и Единый портал бюджетной системы (ЕПБС). С 2015 года ликвидность единых счетов республиканского бюджета и бюджета г. Кызыла дополнительно поддерживается за счет предоставления казначейских кредитов и временного привлечения свободных средств бюджетных и автономных учреждений.

За четыре года было выдано казначейских кредитов в совокупности на сумму 14 млрд. рублей. Среднедневной объем привлекаемых средств бюджетных и автономных учреждений на поддержание ликвидности единого счета бюджета республики составил 36,4 млн. рублей, бюджета г. Кызыла - 3,6 млн.  рублей. До внедрения данного инструмента эти остатки не использовались, теперь приносят пользу бюджетам республики и г. Кызыл. Отдельного внимания заслуживает внедрение и развитие механизма предоставления целевых средств из федерального бюджета в республиканский бюджет «под фактическую потребность». При этом осуществляется контроль за соблюдением условий софинансирования из республиканского и местных бюджетов в соответствии с Соглашениями о предоставлении бюджету республики целевых субсидий из федерального бюджета.

В 2016 году указом Президента России полномочия Росфиннадзора по контролю в финансово-бюджетной сфере были переданы органам Федерального казначейства. За достаточно короткий срок были приняты классификатор нарушений, порядок планирования контрольных мероприятий, положение о создании контрольной комиссии, разработаны стандарты внутренней организации контрольного мероприятия. В настоящее время Федеральным казначейством создается модель риск-ориентированного контроля посредством внедрения мониторинга бизнес-процессов объекта контроля в цифровом пространстве. Вырабатываемая модель ориентирована на оказание помощи объектам контроля, профилактику и предупреждение нарушений в финансово-бюджетной сфере.

- Что представляет собой сегодня казначейство?

- Казначейство в республике - важнейшее звено в системе управления общественными финансами, которое обеспечивает кассовое обслуживание исполнения бюджетов, способствуя ликвидности бюджетных счетов, подотчетности и прозрачности бюджетных платежей. В настоящее время УФК – это современная техника, передовые телекоммуникационные системы, более 3300 открытых лицевых счетов, 1200 клиентов федерального, республиканского и муниципального уровней, государственных внебюджетных фондов и отдельных юридических лиц, с которыми налажен юридически значимый электронный документооборот с применением электронной подписи.

Через счета управления проходят все финансовые потоки бюджетов бюджетной системы РФ. Ежедневно со счета по учету доходов поступает около 4500 поступлений, каждый день через платежные системы казначейства проводятся более 9 тыс. операций, в день формируется порядка 500 отчетов. В государственных информационных системах в совокупности ежедневно подвергаются мониторингу и анализу порядка 9,5 тыс. показателей и алгоритмов.

Управление участвовало в пилотировании четырех стратегических задач в рамках реализации основных мероприятий Стратегической карты Казначейства России. Казначейство России с момента образования всегда выступало новатором и инициатором самых смелых идей. Это та система, которая находится в процессе постоянного развития, прирастает новыми функциями и полномочиями. Совершенствование технического оснащения, программного обеспечения открывает новые горизонты, бросает новые вызовы.

- В последнее время много говорят про казначейское сопровождение целевых средств. В чем его суть?

- Казначейское сопровождение целевых средств – это новый инструмент финансового контроля, который применяется с 2015 года. Суть данного контроля заключается в том, что финансовые операции, подпадающие под действие статьи №5 закона о федеральном бюджете на очередной год и плановые периоды, производятся на лицевых счетах, открытых в органах казначейства. Модель казначейского сопровождения целевых средств подразумевает доведение средств из бюджета в реальный сектор экономики при непрерывном финансовом контроле со стороны органов Федерального казначейства. Наиболее полное отражение данного инструмента в качестве элемента предварительного контроля выражено, в так называемом, «расширенном» казначейском сопровождении, которое осуществляется по отдельным решениям Правительства РФ.

Управлением с 2017 года ведется «расширенное» казначейское сопровождение целевых средств, предоставляемых Фондом ЖКХ в целях оказания финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва. В отличие от «простой» модели казначейского сопровождения, при «расширенном» наряду с проведением контроля платежных документов, осуществляется контроль фактического объема выполненных работ, услуг или поставленных товаров в течение срока исполнения государственных контрактов, договоров и соглашений, с использованием фото- и видео техники.

При этом принципиально важно, что данное интегрированное контрольное мероприятие, включающее как документарные проверки, так и элементы фактического контроля, должно быть реализовано до момента проведения соответствующих кассовых выплат со счетов, открытых в казначействе. Тем самым исключается риск оплаты невыполненных работ и обеспечивается упреждающий контроль за целевым направлением бюджетных средств. Следует отметить, что ввод «расширенного» казначейского сопровождения позволил улучшить финансовую дисциплину заказчиков и исполнителей контрактов и активизировать в республике строительство многоквартирных домов по программе переселения за 2017–2019 годы.

- Каковы наиболее перспективные направления в деятельности казначейства?

- Перед нами стоят много задач, остановлюсь только на двух наиболее масштабных проектах. В этом году в республике успешно стартовала реализация стратегической задачи Федерального казначейства – централизация бухгалтерского учета федеральных органов исполнительной власти. В рамках этой задачи нашему управлению с 1 января 2019 года переданы полномочия по начислению выплат по оплате труда, иных выплат и связанных с ними обязательных платежей, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности Государственной инспекции труда в Республике Тыва. Со следующего года аналогичные полномочия будут осуществляться в отношении учреждений, подведомственных Росздравнадзору и Росреестру. К 2021 году Федеральное казначейство должно стать для федеральных органов исполнительной власти одной централизованной бухгалтерией, которая позволит повысить своевременность, полноту и качество учетных процедур.

В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ, перед Федеральным казначейством стоит приоритетная задача по формированию новой перспективной модели всей казначейской системы Российской Федерации. Это та стратегическая задача, к которой планомерно движется Федеральное казначейство по реализации проекта «Казначейство-банк». Его внедрение планируется с 2021 года. Федеральному казначейству будет открыт единый казначейский счет, который представляет собой аналог корреспондентского счета. В целом создание системы казначейских платежей позволит сократить срок зачисления доходов в бюджеты, срок перевода денежных средств в бюджеты и из бюджетов, а также между участниками системы казначейских платежей, использовать современные банковские технологии, расширить платежные сервисы, повысить доступность и комфортность оплаты государственных и муниципальных услуг для граждан и организаций. 

Что Вы хотите пожелать коллегам в связи с 25-летним юбилеем?

- Сегодня коллектив УФК по РТ – сплоченная и слаженная команда профессионалов, готовая к решению как текущих, так и перспективных государственных задач. Уверена, что наработанный опыт, устоявшиеся традиции нашего коллектива будут передаваться из поколения в поколение. Поздравляю всех коллег и ветеранов с 25-летием со дня образования Управления! Желаю вам и вашим близким здоровья, добра и благополучия.

 

 

11.12.2019

№: 

138

Рубрика: 

Популярные статьи

Продал дом? Можешь не регистрировать... 11.07.2013 №: 75 Всего просмотров: 175 457
Русский язык — река жизни 30.07.2013 №: 82 Всего просмотров: 103 928
Бизнес-гёрл из Кызыла 21.03.2013 №: 30 Всего просмотров: 103 503
У слияния Енисеев 30.07.2013 №: 82 Всего просмотров: 96 667
Зарегистрируйся и управляй страной 21.01.2014 №: 6 Всего просмотров: 70 374