Композитор Хуреш-оол Дамба

Наверное, медведь наступил мне на ухо с рождения: я не умею играть ни на одном из музыкальных инструментов, но почему-то люблю слушать музыку и песни, если они приятные, ласкают слух. Нередко посещаю концерты и спектакли — надо же повышать свой культурный уровень.

Хотел бы с читателями поделится некоторыми вопросами, которые давно волнуют, возможно, не только меня, но и других любителей музыки. Приходя на концерт, жду с нетерпением его начала, предвкушая насладится звуками музыки и пением артистов, но вот начинается концерт и конферансье объявляет номер. Вступает музыка, и артист начинает петь. О чем он поет — понять трудно. И не потому, что артист поет тихо, а потому, что звукорежиссеры включают аппаратуру на полную громкость с самого начала и до конца. Музыка на первых порах, во вступлении может быть громче, но с началом пения ее надо приглушить, сделать тише, чтобы дать нам возможность слышать не только слова и музыку, но и тембр голоса вокалиста, звучание инструментов. На наших концертах сделать это невозможно.

Некоторые могут сказать, что виноваты в том плохие звуковые средства, микрофоны и т.д. На самом деле, все зависит от звукооператора, от его мастерства, от его умения. Голоса у артистов красивые, их учили петь. Но на концертах их голоса изменяются — звучат неестественно, потому что микрофоны подносят слишком близко ко рту. Акустика в театре, филармонии и ДНТ хорошая, слышимость нормальная даже без микрофона. И если эти недостатки исчезнут, то все мы будем слушать очень хорошую музыку и пение.

Теперь второе, чем хотелось поделиться с вами.

Я был знаком с композитором Хуреш-оолом Кара-Саловичем Дамба близко. Моя жена — его родная младшая сестра. Их семья жила на пятом этаже дома на улице Топографической, 1, ныне улица Бухтуева. Когда мы приезжали к ним, он, кроме других тем, начинал рассказывать и о музыке, и о своих планах. Иногда просил меня повозить на его «Запорожце» по коллегам-композиторам. Они много говорили и о работе, и о музыке. Хуреш-оол Дамба тогда работал ответственным секретарем Союза композиторов Тувы. В то время в Туве начинали появляться вокально-инструментальные ансамбли — «Арбай-Хоор» и т.д.

Тогда каждую песню, прежде чем спеть на концерте, должны были одобрить на комиссии Союза композиторов Тувы, если я не ошибаюсь. И закономерно, что о ВИА композиторы говорили часто. Как правило, тревожились за то, что эстрада может плохо повлиять на традиционную тувинскую музыку и пение, имеющие неповторимый колорит и своеобразность. Что нужно провести грань между ними, бережно относиться к своеобразию и особенностям тувинской музыки и песни.

Спустя годы мы видим, что опасения эти не сбылись, мы сумели сберечь эти особенности, не утратили традиции пения и тувинской музыки. И эстрадная музыка развивается динамично, не отставая от современных веяний шоу-бизнеса и запросов зрителей.

Долгие годы мы — родственники, да и другие, не говорили о творчестве и наследии — музыке и песнях этого композитора. Лишь совсем недавно в его родном селе Шуй возникла очень хорошая традиция проводить юбилеи знатных жителей. Так, 24 сентября установили памятную доску на родительском доме, провели вечер-встречу с родственниками Хуреш-оола Кара-Саловича. Помогли нам Министерство культуры, Кызылский колледж искусств, музыкальное училище с. Тээли, носящее имя Хуреш-оола Дамбы, артисты театра Солун-оол Иргитович Люндюп, Александр Халарбаевич, Салчак ветераны — Зоя Тамба-Сюрюновна Люндюп, Чечек Салчаковна Чымба и другие.

Через 2 года, в 2018 году, — юбилей композитора. Если будет принято решение внести в план мероприятий Министерства культуры проведение юбилейного концерта или иного мероприятия, хотелось, чтобы и ККИ принял участие в нем, а его учащиеся исполнили бы некоторые произведения композитора X.К.-С. Дамба. Такие, как пьесы для квинтета баянистов, струнный квартет и другие.

Хотелось бы провести и конкурс исполнителей произведений автора, но у родственников на это нет средств. А ведь такой конкурс профессиональных коллективов и исполнителей помог бы повысить уровень их мастерства, дал толчок появлению талантливых артистов, развитию других видов искусства. Пора бы поставить на сцене и единственную тувинскую оперу «Чечен и Белекмаа», автор музыки которой — Х. К.-С. Дамба. Не надо боятся, что это нам не под силу. Надо дерзать. Надо искать таланты, опираться на молодежь и ветеранов, и тогда мы увидим и новые постановки, и новые таланты.

Семен ХЕРТЕК

19.01.2017

№: 

5

Рубрика: 

Популярные статьи

Продал дом? Можешь не регистрировать... 11.07.2013 №: 75 Всего просмотров: 175 596
Русский язык — река жизни 30.07.2013 №: 82 Всего просмотров: 104 063
Бизнес-гёрл из Кызыла 21.03.2013 №: 30 Всего просмотров: 103 656
У слияния Енисеев 30.07.2013 №: 82 Всего просмотров: 96 829
Зарегистрируйся и управляй страной 21.01.2014 №: 6 Всего просмотров: 70 523