Как во школьном в государстве…

Вот и подошёл к концу ещё один учебный день. Ребятня с радостными криками несётся по коридорам на улицу — по домам. Однако не все спешат поскорее покинуть стены альма-матер. Вон там мы видим группу старшеклассников, они озабочены чем-то важным. «Скорее в пионерскую!» деловито командует кто-то из них. Вот они уже заходят в кабинет, и дверь за ними захлопывается. «Население» кызылского лицея № 15 сразу понимает: на заседание собирается кабмин.

Президент и его кабмин

Далеко не каждая школа может похвастаться тем, что живёт по законам своего мини-государства. Между тем, внутришкольное государство, имеющее свою чёткую систему самоуправления, — это невероятно интересно.

Расскажу о том, как выглядит структура самоуправления в нашем лицее. Итак, во главе всего аппарата «власти» стоит президент, который избирается путём тайного голосования. Причём президентом обычно становится ученик из 8–11 классов.

Выборная кампания проходит в несколько этапов. Первый этап — сбор подписей. В течение нескольких дней ребята — кандидаты в президенты — собирают определённое количество подписей в свою пользу. Одновременно агиткампания осуществляется через стенгазеты, которые каждый кандидат выпускает для себя.

Кто набрал нужное количество подписей — а обычно набирают их все — проходит дальше. Второй тур — это дебаты и презентация проекта. Каждый кандидат должен выгодно представить свою президентскую программу, рассказать, что именно он готов предложить электорату, пообещать, что с его приходом «к власти» произойдут изменения в школе. Отмечу, кстати, что предложения из уст кандидатов звучат настолько любопытные и заманчивые, что избирателям бывает потом крайне сложно сделать выбор. Как-то один из кандидатов в президенты предлагал проводить уроки физкультуры под музыку. К его чести скажу, что обещание это было выполнено. Кто-то другой обещал проводить больше дискотек. Это обещание, правда, как выяснилось, довольно трудновыполнимое.

После завершения агитационного периода наступает день выборов. На тайном голосовании школьники определяют, кто станет новым президентом лицея.

Подсчёт голосов, оглашение результатов и — инаугурация первого лица.

Итак, президент выбран. Теперь — флаг ему в руки: он должен набрать новый кабинет министров.

Какие министерства составляют наш кабмин? Их довольно много: это министерство ВПВ (военно-патриотического воспитания), министерство внутренних дел, министерство культуры, а также министерства спорта, образования, наставничества, экологии, печати, труда, информационного обеспечения. И в каждом министерстве должны работать руководитель и его заместитель.

Перед началом процедуры обновления кабмина даётся объявление о наборе.

Все знают, что в кабинет министров должны прийти самые активные, ответственные, весёлые, креативные ребята, любящие и умеющие трудиться, которым не страшна дополнительная нагрузка. А ведь совмещать учёбу с организационной работой — задача не из простых. Школьным чиновникам порой приходится на долгие часы задерживаться после уроков.

Процедура отбора министров и их замов проходит намного проще выборов президента. Ребят ожидает лишь что-то вроде собеседования. Прошёл — и ты в кабмине. А значит, жизнь твоя наполняется новыми обязанностями и новыми смыслами.

Лентяев у нас нет

Как и в большой политике, каждое министерство в нашем лицее занимается своим профилем.

Работа министерства наставничества сосредоточена в начальной школе: это организация праздников для малышей, проверка их внешнего вида, проведение классных часов, оформление помещений к торжествам.

Министерство труда отвечает за качественное дежурство в школе (чистота в рекреациях и столовой), а также руководит уборкой на улице, на которую школьники выходят весной и осенью. Министром труда обыкновенно назначается юноша. Считается, что руководить сложным трудовым процессом не каждой девочке по плечу.

То же и с министерством спорта: традиционно им руководят мальчики, ведь это большая ответственность — организовывать спортивные турниры и соревнования.

А вот самое патриотическое ведомство школы — это министерство военно-патриотического воспитания. Главная работа представителей этого министерства — навещать вместе с учениками лицея ветеранов, поздравлять их с праздниками и приглашать на школьные концерты. Помимо этого они курируют школьный гусарский отряд, который ежегодно 9 Мая марширует на площади.

Есть, однако, министерство, в которое с равным успехом могут попасть как мальчики, так и девочки. Это министерство культуры. Неудивительно, что оно привлекает всех ребят, ведь именно там, «за стенами» этого школьного учреждения придумываются праздники. Впрочем, как показывает многолетняя практика, в чём-в чём, а в организации праздников хотят участвовать все, и потому делом этим занимаются все министерства: так и веселее, и эффективнее. Надо видеть, какие дискуссии разворачиваются во время обсуждения сценариев! Ребята азартно спорят, из них так и брызжет поток фантазий, задумок, зарисовок. Как правило, жаркие обсуждения завершаются всеобщим консенсусом. Дальше — распределение ролей и долгие репетиции.

Хлопотно, утомительно? Да, но неугомонные активисты этим живут и дышат, всё это для них — удовольствие.

Министерство печати — учреждение творческое. «Печатные» министры отвечают за школьную газету: пишут в неё интересные заметки и истории из жизни лицеистов. Они же отвечают за выпуск стенгазет к разным праздникам: Дню учителя, Новому году, Дню всех влюбленных, Дню защитников Отечества, Международному женскому дню, Масленице.

Несколько слов о министерстве экологии. Не все дети любят зелёные насаждения, а точнее, как говорят у нас, «ходить и поливать цветы по всей школе». Но мир не без добрых людей. Есть всё же те, кому доставляет радость ухаживать за школьными цветами. Они-то и образуют экологическое министерство.

Министерству образования поручено следить за внешним видом школьников, проверять дневники и учебники. Периодически в школе проходят «рейды», во время которых кабминовцы проверяют, в чём дети ходят в школу, как заполняют дневники, обёрнуты ли их учебные книжки.

Само собой разумеется, что каждый министр очень ответственно относится к своим обязанностям и исполняет их с радостью. Никто в школьном самоуправлении не работает из-под палки. А с теми, кто ленится, разговор короткий.

Выйдите, товарищи учителя!

…И вот мы снова наблюдаем обычную картину: уроки уже закончились, но школьные министры не спешат домой: их зовут общественные дела.

Однако сначала нужно подкрепиться. Частенько перед собраниями ребята ходят в школьную столовую, чтобы съесть что-нибудь горяченькое, попить чайку с конфетами. Затем все дружно — в пионерскую.

Первым делом президент отмечает, кто пришел, а кого нет: всё у нас строго и серьёзно. Затем начинается творческий процесс.

Например, предстоит готовиться к праздникам. По-настоящему сложным делом было организовать празднование Дня учителя. Событие это очень ответственное. Если шутить — то в меру, если танцевать — то только на высшем уровне. Репетировали к празднику часов до 6 вечера, а то и дольше. Ещё сложнее было сохранить всё втайне. Очень весело было, когда ребята репетируют на сцене, и вдруг заходит какой-нибудь учитель: музыка выключается, все министры принимают самый независимый вид. Если же учителя начинают заходить очень часто, то ребята напускают на себя шутливую строгость и требуют: «Выйдите, пожалуйста, не мешайте репетировать!»

Несмотря на все трудности, ребята устроили учителям хороший праздник. И станцевали, и спели, и шутки получились весёлые.

Другое, особо запомнившееся в кабмине мероприятие — прошлогодний конкурс «Мисс Осень». Проводить его стало доброй традицией в лицее. Все школьники его ждут и очень любят.

Конкурс «Мисс Осень» — это не просто праздник, для проведения которого надо распределить роли. Тут совсем другое. Нужно придумать все этапы конкурса и переходы между ними, подобрать музыку и найти подход к каждой конкурсантке. Однако чем сложнее, тем интереснее. Когда школьные министры корпели над этой работой — фантазия не давала им даже спокойно сидеть на уроках. Мысли и идеи осеняли их в самые неожиданные моменты. Но успеваемость при этом, как ни странно, не упала. В итоге конкурс удался на славу. Самое приятное — это чувства, которые испытываешь, когда всё уже состоялось: удовлетворение, радость, гордость. Мы снова справились!

* * *

Организованное в школе государство открывает для ребят двери в мир инициативы и творчества. Оно приучает нас к самостоятельности, учит общаться друг с другом и лучше понимать, как устроен за стенами школы большой мир, запускает в школьниках процессы положительных трансформаций. Бывали случаи, когда в лицейский кабмин приходили тихони, которым очень хотелось воплощать свои фантазии и общаться с другими ребятами. Их останавливала только собственная робость и неуверенность. И механизм запускался: спустя время эти ребята становились более открытыми и уже сами начинали помогать тем, кто всё ещё чего-то боится и стесняется. А бывало и такое, что приходили ребята легкомысленные, которые, однако, тоже хотели стать министрами, ведь это весело, но об ответственности не подумали. И — о чудо — они тоже менялись в лучшую сторону. Но главное — им самим это нравилось!

И лицеисты, и школьные министры говорят, что самоуправление — это лучшее, что есть в школе, без него жизнь в учебном заведении была бы скучной и однообразной.

Валерия ЕЛСУКОВА

03.04.2014

№: 

35

Рубрика: 

Популярные статьи

Продал дом? Можешь не регистрировать... 11.07.2013 №: 75 Всего просмотров: 175 602
Русский язык — река жизни 30.07.2013 №: 82 Всего просмотров: 104 079
Бизнес-гёрл из Кызыла 21.03.2013 №: 30 Всего просмотров: 103 666
У слияния Енисеев 30.07.2013 №: 82 Всего просмотров: 96 844
Зарегистрируйся и управляй страной 21.01.2014 №: 6 Всего просмотров: 70 532