Ирина Магеро: штрихи к портрету

Профессия музыканта может проявляться по-разному: кто-то выбирает себе путь педагога, исполнителя или становится участником различных творческих коллективов. Ясно одно – эта профессия многогранна, она требует постоянного совершенствования, работы над собой. Занимаясь музыкальным образованием подрастающего поколения, педагог-музыкант вносит свой вклад в общее дело развития культуры.

Примером такого преданного служения своей профессии является деятельность преподавателя Кызылского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола Ирины Магеро, которая 29 ноября 2019 года отмечает свой 50-тилетний юбилей. Аккордеонистка, преподаватель дирижирования у студентов отделения народных инструментов, а также педагог по классу специальных инструментов в детской школе искусств им. Нади Рушевой, участница различных ансамблей и оркестров русских народных инструментов – в этом году И. М. Магеро также отмечает 30 лет с момента начала трудовой деятельности.

Родилась Ирина в 1969 году в городе Чадане Тувинской АССР в простой семье: отец всю свою жизнь работал водителем, а мать была воспитательницей детского сада. Когда Ирина была совсем маленькой, семья переехала в поселок Сукпак. Несмотря на то, что в семье не было музыкантов, именно мама, Нина Михайловна Молотилкина, которая с 1980-го года начала работать в Сукпакской детской школе искусств, повлияла на решение Ирины пойти учиться в музыкальную школу.

Обучаться в музыкальной школе Ирина начала по классу фортепиано у известного преподавателя В. Г. Шрейнер, но почти сразу перешла на народный инструмент – баян в класс преподавателя Ю. Соловьева. С приходом педагога Любови Кончук, выпускницы известного в Туве музыканта, заслуженного работника культуры РФ и РТ А. П. Оськина, стала учиться игре на аккордеоне. О своей учительнице Ирина вспоминает с особой теплотой, ведь именно она привила интерес к любимому инструменту, а ее уроки приносили радость и были очень насыщенными и интересными. Среди школьных достижений было участие в республиканском конкурсе, где ученица получила звание лауреата II степени. Запомнились также уроки сольфеджио у Веры Сермавкиной – педагога строгого, требовательного, у которой прилежная ученица прекрасно справлялась с трудными заданиями по музыкальному диктанту и сольфеджированию. Обучаясь в выпускном классе, параллельно стала посещать подготовительный курс в Кызылском училище искусств. Имея за плечами прекрасную музыкальную подготовку, а также рекомендацию для дальнейшего обучения председателя комиссии выпускных экзаменов В. П. Сафронова, преподавателя училища по классу баяна, поступила в среднее учебное заведение в 1984 году.

В тот период в училище работал большой коллектив педагогов-народников, выпускников Новосибирской консерватории, Улан-Удэнского института культуры: В. В. Нагорный, Л. М. Усеня, В. Н. Швецов, А. П. Оськин, А. В. Гусев, А. М. Костенко, В. С. Котенко, В. П. Сафронов, А. К. Саратовкин, Л. П. Шевченко, В. М. Сибирцев, В. А. Освальд, И. Г. Минин.

И. М. Магеро вспоминает: «В училище мне очень нравилось учиться. После общеобразовательной школы, где я училась хоть и хорошо, но без особого интереса, я попала туда, где царила атмосфера творчества. Преподаватели были яркие личности, часто участвовали в концертных программах, даже выступали на конкурсах профессионального мастерства в других регионах. Это очень «подстегивало» студентов».

Педагогом по специальности «Аккордеон» стал В. М. Сибирцев, он неоднократно готовил студентку для выступления на различных конкурсах, в том числе в Красноярске. Уроки дирижирования у В. П. Сафронова, пожалуй, были самыми любимыми, и благодаря этому педагогу Ирина приняла участие в мастер-классе дирижёра А. А. Лубенникова, приезжавшего в училище из Красноярского института искусств. По общему фортепиано занималась у О. В. Рыжовой, она давала сложную и интересную программу, а фортепиано был любимым инструментом наравне с аккордеоном.

Ирина с удовольствием посещала оркестровый класс, играла на балалайке-секунде. Кроме того пела в хоре под управлением Т. А. Леонтьевой, а затем А. Н. Саратовкиной. С оркестром и хором выступали на крупных праздничных мероприятиях в театре, филармонии города Кызыла – это была хорошая исполнительская практика для студентов.

Ярким воспоминанием Ирины является аттестация училища искусств, которую проводила выездная комиссия, состоявшая из преподавателей Московской консерватории: «Я училась на втором курсе, и мы сдавали контрольные работы по всем основным предметам – музыкальной литературе, сольфеджио, гармонии. Очень волновались, хотелось показать хорошие результаты, чтобы не подвести родное училище и преподавателей. В итоге, задачу по гармонии я решила на «хорошо», зато по музыкальной литературе за викторину получила «отлично». Это свидетельствует о высоком уровне подготовки студентов училища искусств».

Начиная с 3-го курса, под «своё крыло» молодую и перспективную студентку взял преподаватель из Красноярского института искусств И. А. Гербер, к которому впоследствии она и поступила. Ныне И. А. Гербер – профессор, заслуженный артист РФ, заведующий кафедрой народных инструментов.

Заочное обучение дало возможность работать по специальности - сначала по распределению первый учебный год в Сарыг-Сепе, затем в Сукпаке, а чуть позже и в родном училище искусств. Так начался трудовой путь И. М. Магеро.

Начинающему преподавателю помогали бывшие учителя, ставшие незаменимыми наставниками – И. П. Шевченко, В. П. Сафронов, А. П. Оськин. Запомнились первые ученики: Лидия Жуковская, Ульяна Емельянова – это был первый опыт преподавания, нередко приходилось учиться вместе с ними.

В дальнейшей работе круг преподаваемых И. М. Магеро предметов в училище расширился, так как многие старшие коллеги уехали из республики, появились новые обязанности, в том числе руководство отделением народных инструментов. Параллельно Ирина Михайловна работала в других учебных заведениях: в республиканской школе искусств им. Р. Д. Кенденбиля и в детской школе искусств им. Нади Рушевой. Среди учеников и студентов И. М. Магеро, обучавшихся по специальности «Аккордеон», хочется отметить Светлану Ковалёву, Владимира Нефедова, Ажыкмаа Айыжы, Хулера Куулара, Ксению Ремигину, Чочагай Монгуш, Алдын-Чечек Ховалыг, Начына Биче-оола. По предметам «дирижирование» и «ансамбль» занимались Томас Монгуш, Чечена Ооржак, Алдын-Кыс Оюн, Дозураш Кыргыс, Людмила Аргунова и другие известные ныне музыканты Тувы. Ученики И. М. Магеро – Чочагай Монгуш, Алдын-Чечек Ховалыг, Начын Биче-оол, Стас Козачек – неоднократно участвовали в конкурсах профессионального мастерства республиканского и межрегионального уровней, многие ребята продолжили дальнейшее обучение в средних и высших учебных заведениях.

По сей день Ирина Михайловна осталась преданной своему любимому еще со времен студенчества оркестру русских народных инструментов Кызылского колледжа искусств, где является его полноправным участником. Любовь к коллективному музицированию также проявилась в стремлении участвовать в разных инструментальных и вокальных ансамблях: в течение 15-ти лет Ирина Михайловна пела в фольклорном ансамбле «Церявьё», регулярно играла со своими учениками в отчетных концертах на разных площадках.

Она регулярно становится участницей больших творческих проектов, которые вышли за стены родного колледжа искусств, приобрели республиканский статус. Например, благодаря ее организаторским способностям, умению сплотить вокруг себя коллег, в Туве, начиная с 2012 года, появилась добрая традиция ежегодно проводить Всероссийский день баяна и аккордеона в виде праздничного концерта, где принимают участие ведущие музыканты-народники нашей республики вместе со своими учениками.

И. М. Магеро также занимается исследовательской деятельностью. Под её руководством студенты колледжа внесли свой вклад в изучение тувинской музыкальной культуры: Томас Монгуш написал статью о творчестве тувинского баяниста и композитора Владимира Серена, а студентка Людмила Аргунова исследовала деятельность инструментальных коллективов – квинтета баянистов и ансамбля «Кант». Студенческие доклады прозвучали на республиканских конференциях «Культура Тувы: прошлое и настоящее» в 2007 и 2010 годах. Ирина Магеро - первый исследователь творчества педагога училища искусств, подвижника оркестра русских народных инструментов Ивана Минина. Её статьи о жизни и творчестве музыканта были представлены на республиканской конференции «Культура Тувы: прошлое и настоящее» в 2006 году и Международной конференции в г. Улан-Удэ в 2007 году. Собранные И. М. Магеро материалы были использованы в концертном мероприятии «Жизнь, посвященная музыке» к 100-летнему юбилею И. Г. Минина в 2018 году.

Наталья БАРКОВА,

музыковед

 

05.12.2019

№: 

135

Рубрика: 

Популярные статьи

Продал дом? Можешь не регистрировать... 11.07.2013 №: 75 Всего просмотров: 175 458
Русский язык — река жизни 30.07.2013 №: 82 Всего просмотров: 103 929
Бизнес-гёрл из Кызыла 21.03.2013 №: 30 Всего просмотров: 103 505
У слияния Енисеев 30.07.2013 №: 82 Всего просмотров: 96 670
Зарегистрируйся и управляй страной 21.01.2014 №: 6 Всего просмотров: 70 376